Островитяне почтили память рыбаков, погибших в Охотском море

2 апреля всю страну потрясла трагедия – на севере Охотского моря затонул морозильный траулер «Дальний Восток», принадлежащий компании «Магеллан» и приписанный к невельскому порту. На борту траулера находилось 132 человека, в их числе 33 сахалинца.

Планировали вернуться в мае

Минтаевая промысловая экспедиция возле берегов Камчатки и Магадана длится с февраля до первых чисел апреля (в нынешнем году до 15 апреля). Северная часть Охотского моря богата рыбой. Во время путины этот район становится местом «паломничества» десятков больших судов. Лов минтая ведут довольно организованно. Каждую неделю Росрыболовство и другие службы выходят на связь со штабом промысловой экспедиции: капитаны докладывают об уловах, об обстановке в районе промысла, о ЧП, если таковые случаются… В числе рыболовных судов, ловивших рыбу в той акватории, был и большой автономный морозильный траулер (БАМТ) «Дальний Восток» 1989 года постройки. Судно вышло в рейс из Владивостока три месяца назад и планировало вернуться в порт в мае, однако…


Тревожный рассвет 

Ранним утром 2 апреля, примерно в четыре часа утра (шесть часов утра по сахалинскому времени), рыбаки с «Дальнего Востока» вытащили из моря на палубу полный трал с уловом – 80 тонн рыбы. Обычная рутинная работа для команды. И все бы ничего, да внезапно судно стало крениться на один борт. С капитанского мостика скомандовали: «Ровнять крен!»

Обычно это делают с помощью жидкого балласта: топлива или морской воды, заранее залитой в судовые танки как раз для таких случаев. Как стало известно позже, на траулере «Дальний Восток» в тот момент оставалось всего 

57 тонн топлива. А нужно было примерно в три раза больше, от этого, как считают эксперты, судно потеряло остойчивость. 

По неофициальным данным, на судне было 1 150 тонн рыбы – то есть траулер был почти полный. Со слов спасенного механика с «Дальнего Востока», с мостика дали команду идти на бункеровку, перегружать рыбу. При развороте траулер еще сильнее накренился на один борт. Все остальное доделали волны и ветер. Как рассказывают очевидцы, участвовавшие в спасательной операции, в тот момент дуло достаточно сильно – порывы достигали 10–15 метров в секунду. 

Накренившийся борт захлестнула трехметровая волна. Через выдавленные иллюминаторы и открытые люки вода залила цеха рыбообработки и машинное отделение. Дизель­генераторы заглохли. Неуправляемое судно оказалось обречено на гибель. Тонул траулер быстро – всего каких-­то 15 минут… 


Шансов спастись было мало

 – Наши суда «Пиленга­2», «Лангуста» и «Анива» одними из первых оказались на месте бедствия, – рассказал Василий Вельмескин, генеральный директор ЗАО «Пиленга». – Сначала с полузатопленного плота удалось снять пятерых членов команды «Дальнего Востока», потом несколько человек выловили прямо из ледяной воды… 

По сводкам ДВРЦ МЧС, в ходе поисковых работ спасатели обследовали несколько тысяч квадратных километров акватории с помощью морских судов и авиации. 63 члена команды траулера удалось спасти, увы, 54 человека погибло.. А 13 рыбаков с «Дальнего Востока» до сих пор числятся пропавшими без вести… На судне находилось 33 сахалинца: 16 человек погибло, 17 островитян спасены. Среди пропавших без вести и капитан Александр Притоцкий, который последние 20 лет жил и работал на Сахалине. Специалисты по морскому делу считают Притоцкого довольно опытным капитаном. Но море есть море, говорят они…

– Следственные органы по факту крушения БАТМ «Дальний Восток» возбудили уголовное дело по статье 263 УК РФ, часть 3 «Нарушение движения морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух человек», – сообщил Дмитрий Хайбриев, руководитель Сахалинского следственного отдела на транспорте Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета России. – По этой статье лицам, которых признают виновными, грозит лишение свободы до семи лет! 

Следствию еще предстоит сделать выводы, но на данный момент уже известно, что на затонувшем судне был выявлен ряд нарушений. 


Рука помощи

Пострадавших в наиболее тяжелом состоянии вертолетом из района поисков отправили в больницу Магадана. Остальных решено было везти на Сахалин. Спасательные суда «Андромеда» и «Справедливый» с пострадавшими и телами погибших на борту направились в Корсаков. Должны были прибыть на остров 6 апреля, но задержались на сутки из-­за шторма. 

На Сахалине всю организацию по оказанию помощи пострадавшим, их родственникам и семьям погибших лично под свой контроль взял временно исполняющий губернатора Сахалинской области Олег Кожемяко. Как сообщил глава региона, из резервного фонда правительства области семьям погибших будет выплачена материальная помощь по 1 миллиону рублей, пострадавшим по 200 тысяч рублей. Помимо этого, исходя из социального статуса семьи каждого погибшего (например, случилась потеря единственного кормильца) семьям рыбаков будет оказана дополнительная социальная помощь. Компания­ судовладелец ООО «Магеллан» так же не останется в стороне – семьям погибших она выплатит по 500 тысяч рублей, пострадавшим по 200 тысяч. Кроме того, члены экипажа были застрахованы на 15 тысяч долларов каждый.

Еще на прошлой неделе область была полностью готова к приему пострадавших: проверены причалы, на которых МЧС развернет пункты обогрева (чай, первая медицинская помощь). Готовы машины «Скорой медицинской помощи» и «Реанимации», которые доставят пострадавших в областную и городскую больницы Южно­Сахалинска, где уже подготовлен коечный фонд, забронированы номера в гостиницах, где разместятся родственники погибших и пострадавших, готовятся чартерные рейсы...  Утром 7 апреля суда с уцелевшими членами экипажа и телами погибших пришвартовались в Корсакове.

Тимур НОВОСЕЛОВ