Надежда на правосудие

9 апреля в Сахалинском областном суде начнется заседание апелляционной инстанции по делу о затонувшем в апреле 2015 года БАТМ «Дальний Восток». Защита надеется, что рассмотрение станет справедливым и объективным. Она и многие другие уверены, что суд первой инстанции приговорил невиновных. Эта трагедия всколыхнула всю страну. В Охотском море разом погибли 69 членов экипажа траулера, он опрокинулся и затонул. Несмотря на то, что вокруг места крушения шел активный промысел и на помощь терпящим бедствие бросились десятки судов, спасти удалось лишь половину из тех, кто был на траулере. Людей убивала ледяная вода, они тонули вместе с теплоходом, а некоторые не успели даже выбраться из своих кают.

Когда началось следствие по уголовному делу, стало ясно: виновными в катастрофе назначают руководство компании-судовладельца, ООО «Магеллан». Капитан и старпом БАТМ погибли, самым логичным стало наказание тех, кто доступен. Схема проста: руководишь – неси ответственность. Такую логику с готовностью приняла общественность, а когда официальные структуры заявили о «многочисленных нарушениях, которые привели к крушению судна», сомнения в виновности подсудимых остались мало у кого.

 

Осуждены первый заместитель гендиректор Алексей Васин, зам по безопасности Александр Кудрицкий, перегонявший БАТМ капитан Анатолий Борисов, сотрудник «Сахалинрыбвода» Николай Харченко и госинспектор Александр Никодименко. Они получили реальные сроки заключения в колонии общего режима, хотя преступление по неосторожности по закону наказывается колонией-поселением.

- Я считаю, что не было никаких оснований при вынесении приговора помещать осужденных под стражу в зале суда и отправлять всех в следственный изолятор. Такая возможность законом прямо не предусмотрена, она оставлена на усмотрение суда. До сих пор не понятно, какие основания были изменять вид исправительного учреждения и отправлять под стражу, ещё до проверки законности приговора путем его обжалования, троих пожилых фигурантов дела, которые сейчас не выходят из больничных палат. Никаких доводов на этот счет в приговоре нет, - говорит адвокат одного из подсудимых Евгений Ефимчук.

 

Кудрицкий, Борисов и Харченко – люди преклонных лет, каждому в пределах 70. Они страдают заболеваниям сердца, во время следствия состояние здоровья не позволяло взять их под стражу, их оставляли под домашним арестом. Заместитель по безопасности месяц провел в сосудистом центре Южно-Сахалинска, врачи не делают никаких прогнозов по его состоянию. Содержание Кудрицкого в тюрьме может его убить.

 

Предвзятая Фемида

 

Строгость и неотвратимость правосудия в этом случае дала перекос, уверен защитник. И следствие, и суд, по его мнению, были необъективны. Ремонт судна в корейском порту Пусан, во время которого в корпусе якобы были проделаны нештатные отверстия и снесены водонепроницаемые переборки, на самом деле ничего подобного не повлек. Реконструкция проходила в рыбном цехе траулера, который расположен выше ватерлинии. Все восемь отсеков, отвечающих за непотопляемость судна, находятся ниже и остались нетронутыми – это было не раз проверено и подтверждено документально. В порту Пусан судно проверили два инспектора морского регистра. Во Владивостоке перед его последним рейсом «Дальний Восток» проверяли портовые службы, не найдя нарушений. Судно при выходе детально фотографировали. На снимках нет никаких отверстий, кроме предусмотренных конструкцией судна и оснащенных механизмом герметичного запирания.

 

Уже после катастрофы корпус судна снимал глубоководный аппарат, работу которого оплатило ООО  «Магеллан». На кадрах со дна моря видны полученные судном при крушении трещины, выбитые иллюминаторы, даже тела погибших в гидрокостюмах. Нет только нештатных отверстий, ни одного. Эти доказательства суд «не заметил». А. Васин устроился в «Магеллан» уже после выхода БАТМ в роковой рейс, ремонт судна проводился до его трудоустройства. А.Борисов был нанят для разовой работы, перегона судна из Кореи во Владивосток, на его состояние никак влиять не мог и на момент трагедии уже три месяца не ступал на его борт. А. Кудрицкий осуществлял лишь общее руководство политикой безопасности компании, за все происходящее на судне в море отвечает капитан – невозможно знать какие оперативные решения принимает капитан судна в море. Сотрудники надзорных структур выполняли свою работу, доказательства их вины притянуты за уши. Экспертизы, на которых основывал свои решения суд, у настоящих специалистов вызывают недоумение. Как могут рассуждать о судовождении и причинах крушения люди, которые не имеют профильного судоводительского образования и морского опыта судовождения? Настоящие эксперты, сколько их ни было, сходятся в одном: причина трагедии – в ряде некомпетентных действий капитана «Дальнего Востока» и его старшего помощника.

 

Версия, которую не любят

 

Что же на самом деле случилось в ночь на 2 апреля 2015 года? В район, где ловил рыбу БАТМ, пришло транспортное судно «Андромеда». Оно доставило для рыбаков топливо и должно было забрать выловленную рыбу. Её, кстати, на «Дальнем Востоке» было уже более, чем достаточно. Топливо, которое должен был принять погибший капитан, сыграло бы для судна роль балласта, придав ему остойчивость. Однако брать горючее на БАТ, вопреки распоряжению руководства компании, не стали, и по приказу капитана, отправивились в новый район лова. Там с судна был сброшен трал. Зачем – вопрос открытый, трюмы траулера были уже полны. Сеть с огромным уловом, не меньше 130 тонн, стали поднимать на левый борт. БАТМ накренился, а капитан приказал выставить снасть с правого борта. Правый трал перекинуло ветром на левый борт, крен усилился. Капитан отдал новые приказы: сделать маневр влево для уменьшения наклона теплохода за счет центробежной силы и принять забортную воду. Эти действия не помогли, а лишь усугубили ситуацию. Свидетели потом рассказывали, как члены комсостава пытались убедить капитана Притоцкого обрезать трал и сделать другие шаги, которые спасли бы судно, но капитан от них отмахивался. 

 

После этого ситуация стала фатальной и необратимой. Рыбный цех, где до последнего шла работа, залило водой. Затопило силовое и машинное отделение, двигатели встали, теплоход лег бортом на воду, начал стремительно тонуть и только тогда прозвучал приказ «покинуть судно!». В это время кто-то уже самостоятельно покидал судно, а некоторая часть экипажа спала в каютах после вахты, ведь тревогу на судне никто не объявлял…

 

Вот и ответ на вопрос откуда столько погибших. Виновные в трагедии с таким количеством жертв не могут остаться безнаказанными, это очевидно. Если те, чья вина многократно доказана, правосудию недоступны, нужны жертвы. Именно ими и стали подсудимые, считают защитники. Невинные люди получили сроки, которые для больных стариков станут фактически пожизненными. 

 

P.S. уже более восьмисот капитанов и старших помощников на Дальнем Востоке подписали обращение к председателю Сахалинского областного суда Михаилу Королю в защиту Анатолия Борисова. Участники процесса, выступавшие свидетелями, пишут возражения на приговор и требуют оправдания подсудимых. Адвокаты вновь готовят массу доказательств невиновности их подзащитных. Увидит ли всё это апелляционная инстанция и какое решение примет островная Фемида – станет известно совсем скоро.

 

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0